На главную / i-Штуковины / Илон Маск и полёт на Марс

Илон Маск и полёт на Марс

Вне всяких сомнений, Илон Рив Маск (Элон Маск, Elon Reeve Musk) заслуживает место в разделе «i-Штуковины». Казалось бы, нехорошо так говорить о человеке. Но, возможно, он самая крутая i-Штуковина на Земле. Так что это от большого уважения. Нет, огромного.
Илон Маск заслуживает огромного уважения. Далеко не каждый миллиардер тратит своё состояние на то, чтобы решать сложные научно-технические задачи.

Полёт на Марс… Давай смотреть правде в глаза: эта задача пока не по зубам не то что какому-то конкретному миллиардеру (тем более, что Илон Маск не самый богатый из них), но и лидерам космической индустрии – России и США. Да и Китаю заодно.

Прямо сейчас, у нас на глазах, сложилась уникальная ситуация. Впервые в мировой истории прогресс в космической отрасли достигается не за счёт гигантских «вливаний» из бюджета США или России (здесь на первое место надо ставить американцев, ибо они могут «влить» больше), а за счёт того, что некий конкретный человек тратит личные деньги.

Между прочим, Илон Маск не родился миллиардером. Это очень важный момент. Ладно бы ему богатый-пребогатый дедушка оставил триллиард долларов, и Илон бы не знал, как ещё выпендриться, вот и начал строить космический корабль вместо покупки надоевших супер-мега-яхт. Но ведь дело было по-другому!

Он заработал эти деньги! И заработал не так много – сейчас состояние Маска оценивается примерно в 12-13 миллиардов долларов. С точки зрения одного человека (который хотел бы потратить их на роскошную жизнь, празднества, развлечения) – это, конечно, выше крыши. С точки зрения человека, который хочет построить космолёт, способный достичь Марса – очень мало. Здесь масштабы вложений – безумны.

Но Элон Маск – очень упрямый, вернее очень настойчивый человек, упорно идущий к своей цели. В школе Илона жестоко третировали сверстники. Дело даже дошло до того, что после одного из избиений ему пришлось ложиться на операцию, восстанавливать сломанный нос.
Этот миллиардер не принадлежит к «золотой молодежи», счастье не свалилось к нему с неба. Детство его не было простым и беззаботным, но он прошёл через всё это, стал сильным и добился успеха в жизни. Где сейчас те люди, которые издевались над Маском? Реализовали себя, сломав нос однокласснику? На этом подвиги закончились? Под забором валяются, с бутылкой в обнимку? Рассказывают о том, как жизнь жестока к ним и несправедлива? Не дала им шансов добиться чего-то настоящего, крутого?

Но ведь Илон смог! Значит, дело не в стартовых условиях, не в том, кто верховодит в школе! Дело не в капиталах родственников! Дело только в желании, в огромном упорстве, в умении пройти через трудности, боль, обиды. Пройти – и стать сильнее. Выйти на новый уровень – выше тех, кто смеялся над тобой, унижал.

Ты так умеешь? Или ты из числа тех, кто плачется на жизнь, кому «что-то» и «кто-то» постоянно мешает? Когда опять захочется поплакать и сдаться – вспомни про Элона Маска. Вспомни мальчика с разведёнными родителями, со сломанным носом, которого жестоко избивали сверстники. Вспомни человека, который:

  • имеет состояние в 13 миллиардов долларов;
  • создаёт ракеты, способные делать много циклов взлёт-посадка и мечтает о полёте на Марс;
  • внедряет транспорт будущего - электромобили Tesla;
  • проектирует Hyperloop – высокоскоростные поезда, которые способны двигаться по поверхности Земли со скоростью порядка 1000 километров в час!

«Я хочу умереть на Марсе. Но только не при посадке», - однажды сказал Маск. И начал работать. Так появилась SpaceX и серия кораблей Falcon.

Путь Илона к Марсу начинался с тяжёлых ударов, которые наносила жизнь – уже не мальчику, а взрослому человеку. Вот запуск SpaceX Falcon 9 – тестовый полёт на высоту до 1000 метров и успешная ровная посадка:

Казалось бы, такая мелочь. Ракета всего лишь поднялась на высоту в один километр, «постояла» на факеле и вернулась обратно. Но даже чтобы достичь такого прогресса, потребовались годы. И всё же, Маск прошел этот путь гораздо быстрее (и дешевле!), нежели мощные государственные корпорации в России, США, Китае.

Он работал по 14-15 часов семь дней в неделю. Ему принадлежит фраза: «Что-то слишком многие у нас перестали работать по субботам». Казалось бы – ага, вот он, злодей-капиталист, выжимающий соки из сотрудников, состоящих на службе у него. Вот! Мы его поймали!!!

Но – нет! Илон сам работает 100 часов в неделю (для сравнения, рабочая неделя обычного человека в России – примерно 40 часов). Он готов в любой момент отдать свой личный самолёт для производственной необходимости. Ты видел русского миллиардера, к которому придёт инженер из цеха и скажет: случай, нам срочно нужно собрать новый узел, но не хватает деталей, и они во Владивостоке, а мы в Москве. Дай самолет, я сгоняю за ними, а? И тот ответит: да бери, чувак, какие проблемы, я тут пока на метро покатаюсь, не вопрос!..

Маск понимает, что у него не так много времени и материальных ресурсов, как у государства. Жизнь любого человека ограничена во времени, и финансовые возможности не беспредельны. Нужно успеть то, что задумал…

За последние десять лет он трижды стоял на пороге разорения – все средства до копейки были вложены в бизнес, а успех не приходил. Выше мы видели успешный подъём ракеты носителя на высоту в один километр, но отправить на околоземную орбиту корабль с полезной нагрузкой – задача совсем другого уровня сложности.

Очень пафосное начало, голос диктора - это нечто, но на отметке 2 минуты 31 секунда ракета перестаёт существовать:

Это был не очень простой путь. Вернее, очень непростой путь. А ещё точнее – невозможный путь. У него вообще ничего не должно было получиться, если вспомнить, что стартовые вложения Илона в SpaceX составляли всего-то «жалкие» 100 миллионов долларов! Наверное, он просто не мог позволить себе больше…

Первый запуск ракеты, разработанной в SpaceX, закончился неудачей. За ним последовал второй – и опять неудача. Потом – третий. Но и тут катастрофа. Три подряд попытки – но ракета Илона Маска, в создание которой было вложено столько сил и средств, не летает!

Это был очень тяжёлый момент. Доверие к компании Маска снизилось. У него почти не было денег. Некоторые источники говорят, что не просто «почти не было денег», а он был по уши в долгах.

Последний шанс. У него оставался последний шанс. Если бы и следующий запуск оказался неудачным, то проекту Илона Маска, скорее всего, пришёл бы конец – просто не осталось бы возможности инвестировать в следующую попытку…

Ты знаешь, что такое последняя попытка? В жизни? Когда ты вложил всё? Когда тебе верили тысячи людей, а неудача следует за неудачей, словно тебя преследует злой рок? Когда нужно решиться сделать эту самую последнюю попытку, понимая, что вот здесь проведена черта. Последняя черта. За ней – всё.

Просто посмотри это видео, с отметки 9 минут 25 секунд - там всё понятно без слов:

Ракета Falcon9 вывела космический корабль Dragon SpaceX на орбиту, после чего первая ступень успешно вернулась на Землю!

Ты бы смог подняться на ноги, получив три подряд тяжёлых нокдауна от жизни? Смог бы подняться и попробовать в четвёртый раз? Если ты сейчас ответил «да» - у тебя в жизни всё получится. Именно это качество отличает успешных людей от всех других. Умение держать удар. Умение подняться на ноги. Умение пробовать снова и снова, пока тебя не вынесли с этого «ринга» ногами вперёд… Жизнь – она такая. Она умеет наносить тяжёлые нокаутирующие удары. И от тебя зависит, как быть: упасть, лежать, плакаться после, что ничего не вышло. Или сжать зубы, встать, - встать! – и пробовать снова. Не дать нокдауну стать нокаутом. А, ну-ка, жизнь, давай ещё один раунд! Попробуем? Что?! Слабо меня взять?!

Четвёртый запуск ракеты Falcon9 оказался успешным. Если ты посмотрел видео - ты видел, как прыгали и обнимались люди в командном центре на Земле. Они были счастливы. Все вместе. И каждый лично. Ты видел, что такое счастье? Нет?! Посмотри на видео… Их мечта сбылась. Вот ради этого они верили Маску. Ради этого они работали по 100 часов в неделю и отказывали себе во многом. В нормальном сне. В личной жизни. В походах в бар с друзьями. В развлечениях. Они отказали себе во многом, как и Маск. Но они вместе достигли поставленной цели. И они останутся в истории.

Это было невозможно. Но они это сделали!

После того, как Илон Маск показал всему миру, что SpaceX способна создать ракету для многоразовых полетов, дела у компании пошли лучше. Появился миллиардный контакт с NASA и очень приличные финансовые «вливания» от инвесторов.

Можно сказать, таким вот чудесным образом SpaceX спаслась. Но было ли это чудом, на самом-то деле? Вряд ли. Просто нужно вспомнить, что руководит этой компанией мальчик, которому ломали нос, а он поднимался с колен, вытирал кровь, перемалывал в себе обиды и шёл вперёд… Дело не в чуде, нет. Дело в способности Маска держать удар и двигаться к поставленной цели, несмотря ни на что.

Нельзя сказать, что после этого успешного запуска в компании SpaceX наступила эра безоблачного счастья. Космические полеты – чертовски сложная штука. Особенно, когда ты пытаешься сделать то, что до тебя не делал никто.

А SpaceX по-прежнему решала чудовищно сложные задачи, и не всегда эксперименты заканчивались так, как хотелось бы Маску и его команде.

Неудачная посадка SpaceX Falcon 9 на морскую платформу:

Впоследствии компания SpaceX сообщила, что при приземлении сломалась одна из опор первой ступени (или не до конца зафиксировалась, не смогла принять нагрузку). Тем не менее, вторая ступень (с метеорологическим спутником Jason) отделилась успешно, так что одна из задач (по выводу полезной нагрузки на орбиту) была выполнена. А вот что касается другой задачи, то есть посадки ракеты-носителя... К тому моменту на боевом счету SpaceX была только одна успешная посадка первой ступени SpaceX Falcon 9, на мысе Канаверал, видео этого эпизода размещено выше. А вот все попытки посадить ракету-носитель на морскую платформу заканчивались неудачей.

Вид с другой камеры, с этого ракурса хорошо заметно, как «подломилась» одна из опор Falcon 9:

Любопытно, что Илон Маск выложил это видео (неудачной посадки и взрыва корабля), не пытаясь ничего утаить от журналистов, общественности, конкурентов.

Он не боится поражений, потому что умеет держать удар и подниматься после нокдаунов.

И потому достигает побед.

Успешная посадка Falcon 9 на морскую платформу:

Когда смотришь это видео, возникает чувство, что автопилот космического корабля лихачит как автопилот Tesla (кто видел испытания электромобиля Тесла – тот знает, что за этим детищем Маска водятся некоторое «грешки»: может он на встречную полосу выскочить).

Ну, а как посмотришь следующее видео, в голове остаётся только одна мысль: чёрт побери, как Маск ухитряется попадать кораблём в свою морскую платформу? Как?!?!?!

Эта история продолжается. Какой у неё будет финал – пока неизвестно, ведь марсолёт пока не построен, и мечта мальчика со сломанным носом не осуществилась. Будем следить за ситуацией и болеть за Илона Маска.

Удачи тебе, миллиардер, непохожий на всех других!