На главную / Лит-ра 22 века / Да, я знаю (от Хорхе Луиса Борхеса до Дмитрия Юрьевича Браславского)

Кто придумал интерактивный роман-игру с древовидным повествованием?


Признаюсь честно: сначала я полагал, что самолично придумал такой формат литературного произведения, как многовариантный роман. То есть, книгу-игру, у которой одно начало и несколько финалов, а в какую сторону свернёт действо – полностью зависит от читателя.

Думал, что получится стать эдаким Мичуриным в литературе, скрестившим традиционную форму произведения с возможностями Интернета. Она, конечно, грела, мысль, что я теперь немного Кулибин. И ещё капельку Никола Тесла.
 

Интерактивный многовариантный роман-игра с древовидным повествованием


А потом, когда я уже написал роман «Кровавые игры Марса», и стал рыскать в Интернете по запросам «Роман-игра», «Интерактивный роман», «Интерактивная литература», «Древовидное повествование», «Многовариантная книга» вдруг оказалось, что такую форму литературного произведения придумали ещё тогда, когда птеродактили отбрасывали тень на асфальт Невского проспекта.

Для любителей покопаться в истории вопроса – вот несколько статей по теме:

Да, я знаю: не Мичурин, не Кулибин, и не Тесла.

Но это не отменяет факта, что мне нравится работать с такой формой литературного произведения. Как мне кажется, она даёт совершенно другой уровень вовлечения читателя в происходящее. Читающий уже не может быть простым отстранённым созерцателем: он участвует, он принимает решения, а значит – будет переживать за результат. Будет нервничать. Будет думать, как поступить. Это работа не только ума, но и души.

Книги такого типа способны тренировать личностные навыки тех, кто читает (по факту: тех, кто отождествляет себя с главным героем). Такая литература может воспитывать сильнее, нежели обычная, именно за счёт другого (высокого!) уровня вовлечения, личной ответственности за финал.

Остальное зависит от совести писателя – от того, что он будет предлагать участникам «игры» в динамике сюжета. Какие решения он будет поощрять.

Надеюсь, возможности новой формы литературного произведения будут использованы во благо, а не во зло (Тут, конечно, сразу вспоминается вошедшее в историю «Хотели как лучше, а получилось как всегда»).

Но, ещё раз повторю, очень многое будет зависеть от того, что писатель предложит «игрокам». То есть, от совести того, кто создаёт произведение. Можно учить, как принимать решения. Как делать трудный выбор. Можно готовить к взрослой жизни, в которой не бывает простых и понятных дорог.

Но искренне хотелось бы, чтобы книги такого типа делали людей светлее, честнее и лучше, чтобы в результате полученного «тренинга» читатели переходили на новую – более высокую – ступень собственного развития.


Важные дополнения по теме: